Так нечестно: по логике вещей, с каждым разом должно становиться проще, но пока что все наоборот...
...Это интервью уже совсем другого характера. Углубленный и в то же время очень общий экскурс в прошлое, с минимальным количеством милых сердцу мелочей.
читать дальшеСнова никаких "мы", снова очень туманный язык в определенных ситуациях. Доходит до смешного. В обоих интервью — и с Ватару Хаяши, и здесь — есть моменты, где они говорят о том, какие группы им нравились, а какие нет. И в обоих случаях фразы построены так, что абсолютно невозможно понять, когда они заканчивают об одних и начинают о других! x-D
Ужас.
_________________________________________
UPD: Благодарю Diana_ за замечания по переводу.
_________________________________________
"JUNICHI TANAKA / DIRECTOR
Во времена дебюта BUCK-TICK занимал должность ответственного директора. После ухода из компании Victor Entertainment и по настоящее время работает с BUCK-TICK в качестве директора-фрилансера. При его участии было выпущено огромное количество релизов.
Господин Танака – человек, который заметил BUCK-TICK и буквально вытащил их на большую сцену. О нем многое можно услышать и от самих музыкантов: в частности, то, что за 25 лет рабочих отношений он стал неотъемлемой и основополагающей частью группы. Можно только пожелать участникам BUCK-TICK, чтобы так было и впредь.
Материал: Юичи Масуда
Что касается меня, то я уже с самого начала работы в студии звукозаписи стремился к деятельности, непосредственно связанной с продюсированием. Однако на то, чтобы занять соответствующую должность, [по]требовалось лет пять-шесть. В этот период мне приходилось заниматься вещами, не имеющими прямого отношения к музыке, так что я тайком занимался написанием статей для специализированных журналов. И даже делал рецензии на диски, выпущенные фирмами-конкурентами. (Смех.) Я любил панк и new wave, гордился своими относительно неплохими познаниями в этой сфере, и мне хотелось с помощью вышеупомянутых жанров внести изменения на японскую музыкальную сцену. Я тогда день и ночь мечтал о том, чтобы делать все от меня зависящее для каких-то преобразований на уровне общества. Ну, возраст был как раз такой, когда мечтают. (Смех.) Но на желаемой должности я все никак не оказывался – и тогда заявил, что ухожу к конкурентам. Стоило только это сделать, как меня вдруг перевели в продюсерский отдел.
На новом месте чувствуешь себя так, будто ничего не знаешь и не понимаешь. Тебе говорят – «пока не наберешься опыта и не станешь человеком, будешь делать всё, что я велю», и… Тирания на рабочем месте, в общем. (Смех.) То есть надо бывать там и сям, искать хороших артистов – а иначе никак не выбраться из этой ситуации. И я почти каждый вечер за свои деньги ходил в лайвхаусы.
Вот где-то тогда я совершенно случайно увидел выступление BUCK-TICK в клубе Shinjuku Loft. По правде говоря, объектом моего интереса была другая группа, которая выступала там в тот же вечер, и ни о каких BUCK-TICK я практически ничего не знал. Другая группа хорошо сыграла – но BUCK-TICK меня просто сразили наповал, и я подумал: «А эти хоть ничего и не умеют, но до чего же клевые!» (Смех.) Пожалуй, мое первое впечатление не отнесешь к таким, которые меняют весь ход жизни.
Тогдашние японские инди-лейблы были в основном очень резко противопоставлены мейджорам. И я без энтузиазма относился к группам, которые наловчились искусно исполнять стилизованный рок с целью всех поразить. Скорее [мне нравились] те, у которых наряду с интересным внешним образом был какой-то месседж и ярко выраженные эмоции в звучании – пускай даже от них было много шума. И эта группа определенно совпадала с моими предпочтениями.
После этого я сходил посмотреть их первый концерт, не совмещенный с выступлениями других групп. Он состоялся в Toyoshima Koukaido. [«one man show». Вообще-то не совсем так, другие группы там тоже были.] Тогда я уже точно решил про себя: «Этих обязательно берем!» Одновременно я стремился упрочить свое собственное положение – и ко мне как-то сразу пришла полная уверенность в том, что они будут хорошо продаваться. Правда, уверенность происходила исключительно от моего наития, которое основывалось на западной музыке. Внутреннее чутье ясно указывало мне на эту конкретную группу – и беспочвенной моя убежденность не была. В конце концов, я часто ходил на лайвы, но больше всех меня увлекли именно BUCK-TICK. Среди исполнителей, которых я наблюдал в те годы, много было таких, у кого в итоге состоялся major debut с последующим большим успехом. Но из них из всех меня сильнее всего привлекли вот эти BUCK-TICK, которые абсолютно ничего не умели. (Смех.) Они очень сильно меня заинтересовали. [«手を挙げたんです。» букв. «Я поднял руку». Идиома, имеющая положительный смысл, но не очень понятная: поднял руку, как на аукционе или при голосовании? ]
Сразу после этого я установил контакт с их тогдашним лейблом, Taiyou Records... Интересно, что помимо меня с ними связывались еще как минимум двое представителей компании Victor. Один был директором из другого отдела, а еще один занимался видео и курировал аниме-направление. То есть в курсе существования BUCK-TICK оказался не только я: слух о них распространился быстро. Соответственно, другие звукозаписывающие компании тоже проявляли очень большой интерес и начали вовсю их осаждать, и на этом фоне Victor оказалась как-то позади. Что касается лично меня, то я в данной ситуации мог лишь начистоту высказать соображения, которые у меня имелись. И после того, как [с обеих сторон] были представлены различные условия, состоялась наша первая встреча с участниками. В Хараджюку, в одном гриль-заведении.
Побеседовали о том о сем, и вскоре я увидел, что у них на лицах написано: «Надо же, а он и про Bauhaus знает, и вообще. Вот это уже похоже на серьезный разговор.» (Смех.) Потом было еще несколько встреч, и в ходе одной из них наконец открыто прозвучало: «Будем работать с Victor.» Таким образом, мы сообща вышли на старт.
В Victor решили выпустить видео раньше, чем собственно музыку – это было сделано до [официального] дебюта, и связанные с группой дела тогда еще не поступили в мое [личное] ведение. [Видео – это, скорее всего, концерт Live at the Live Inn, который вышел на два месяца раньше, чем первый альбом.] Я же еще в самом начале загорелся идеей записать целый альбом. Не сингл. И мы уже тогда, в начале, говорили об этом как об [одном из] условий. Но для звукозаписывающих компаний характерен очень торопливый и прямой подход к таким вещам: сначала надо выпустить несколько синглов, а если за этим не следуют какие-то результаты, то получается, что надежды не оправданы – и на группу начинает оказываться самое жесткое давление. Но ведь эта-то группа записала альбом, еще когда находилась на инди-лейбле, что само по себе являлось достижением. Их способность зарекомендовать себя как музыкантов, готовых к выпуску полноценного альбома – вот что, наверное, было самым важным.
Говоря по существу, сингл – это и музыка, и везение. Если с одним из компонентов что-то не так, то ничего не выйдет. Кроме того, очень важно правильно подгадать время. Но самое трудное – это, собственно, «написать песню для сингла», особенно в случае с BUCK-TICK. Я сомневался, что они смогут набитой рукой выдать подобную вещь. [Или «я [тогда] не мог подумать, что…»? “そういうことが器用にできるタイプだとは思えなかったし。”] И потом, чем выбирать из написанного то, что подойдет для синглов, и в итоге ошибиться, не лучше ли сразу сделать ставку на все 12 песен, если они есть? Поэтому я считал, что время для выпуска сингла наступает скорее тогда, когда уже подготовлена благодатная почва, гарантирующая полный успех. И мы, соответственно, решили отталкиваться от задачи выпустить три альбома в течение первых двух лет. Сегодня подобный план может показаться поразительным, но для релиз-циклов, принятых тогда, это было не так уж необычно.
Думаю, что тот двухлетний период в итоге имел огромное значение для группы. Там, где дело касается записи, очень многое зависит от наработанного опыта. Готовя эти три альбома, они многому учились: начинало удаваться то, что вначале не получалось, и приходила уверенность. Ради примера: была ведь еще такая английская группа под названием Japan. Они сначала воспринимались как idol band и подвергались очень суровой критике, в том числе и после того, как уже получили известность. Зато когда вышла их [третья по счету] работа Quiet Life, стали говорить: «А мы-то думали, это просто айдолы.» Мне показалось, что было бы хорошо, если бы для BUCK-TICK третий альбом тоже стал чем-то подобным. А по мере выхода альбомов, уже ближе к концу этого цикла, мы выберем правильный момент и выпустим сингл.
В результате песня Just One More Kiss, выход которой так долго и тщательно готовился, сразу попала в яблочко. Мы сумели создать для этого благоприятные условия. И был рекламный ролик, конечно же. Потом в Victor выходили и другие синглы, но больше ни одна вещь, кроме той, не писалась специально как «песня для сингла». В процессе создания остальных альбомов решалось, что «вот из этой песни, пожалуй, надо сделать сингл» – и только. А вот Just One More Kiss [изначально] создавалась для продажи – участников группы такой вариант тоже вполне устроил. И, конечно, в результате эта песня стала визитной карточкой их раннего периода.
Я даже стал думать: а хорошо ли, что все ожидания вдруг вот так сбылись? Все шло даже намного лучше, чем планировалось, обстоятельства складывались благоприятно — мы в итоге даже дошли до Будокана. [ “僕としては「こんなに予想どおりになっちゃっていいんでしょうか?」という感覚でもありました。”В 88-м году выступление в Будокане было, но только на совместном концерте с другими группами, а в январе 89-го там состоялись два финальных концерта тура Seventh Heaven. あっというまに武道館まで行っちゃて。Не очень понятна эта форма, особенно в связи с дальнейшим.] Да, откровенно говоря, такое намерение имелось [уже давно]. Но при этом не всегда всё идет по плану, и обычно приходится то и дело что-то менять и корректировать: эта идея плохая, сделаем по-другому, а вон к той вернемся в следующем году. Было, тем не менее, такое ощущение, что вперед мы продвигаемся гораздо быстрее, чем предполагали. И участники группы не могли не испытывать некоторую дезориентацию и растерянность. Казалось, что всё вокруг как-то не поспевает за такой скоростью. И не то чтобы дело заключалось в самой главной конторе – но, тем не менее, набирались все новые обороты. [??? “いわゆる大手の事務所じゃないという実情もありましたけど、それ以上に加速がついていたんです”。] А глава тогдашней компании был большим специалистом по астрологии и даже вел в журнале соответствующую колонку [Любителем астрологии был Саваки, глава лейбла Taiyo. Не очень понятно]、и вот он говорил что-то вроде того, будто бы BUCK-TICK родились под той же счастливой звездой, что и Бах, и Бетховен, и Битлз. То есть BUCK-TICK там вместе со всеми, кто начинается с заглавной «B». (Смех.) Причем он всегда был очень серьезен: никакие, мол, это не шутки... Но если абстрагироваться от подобных разговоров, то у меня и у самого было чувство, что эта группа совсем не такая, как все остальные – и что перед ней открыты самые блестящие перспективы.
Сейчас многое изменилось, но тогда существовала некая дистанция между BUCK-TICK и остальными группами: не возникало каких-то особенно тесных приятельских отношений. Если не считать узкого круга [близких] друзей, участники BUCK-TICK довольно нелюдимы – и в те годы, пожалуй, могли производить впечатление людей, к которым так просто не подступишься. Вообще группы, начинавшие с инди-лейблов, довольно активно общались между собой, но BUCK-TICK в этой среде недолюбливали – такое было.
И дело даже не в идейных разногласиях, а в том, что на них легко можно было повесить ярлык группы, для которых главный приоритет – это внешний вид и что на них ходят любители BOOWY. [? “要するに政治的な主張もなければ、カッコが先行しているような、ちょっとBOØWYフォロワーでもあるかのような、そういったレッテルを貼られやすいタイプだった。” ] И хотя жанр их музыки можно было в широких терминах обозначить как «панк», у некоторых при взгляде на них оставалось впечатление какой-то мишуры, чего-то поверхностного.
Минусом в этом ситуации была изоляция, а плюсом – обретение собственной идентичности. То есть результат в итоге оказался положительным. Причем не было каких-то специальных установок типа «не участвовать в тусовках» – дело не в этом. Они вообще не такие люди, которые будут постоянно заявлять: «У нас такой-то стиль, и поэтому мы должны делать так-то». Конечно, в определенной степени – и даже в немалой – это должно присутствовать, но только в качестве искреннего убеждения, а не в виде желания пустить пыль в глаза. Участникам BUCK-TICK, разумеется, не чуждо ничто человеческое, так что они могут быть чем-то недовольны и не скрывать этого – но у них такое никогда не перерастает в серьезную проблему. Кстати, думаю, что именно потому они и играют в одном составе уже так долго.
Если бы их музыкальные качества в чем-то были иными, то я даже не знаю, как бы все могло пойти. Бывает, что материал, написанный основным композитором группы, превышает уровень мастерства остальных участников – и в таких случаях, конечно, трения неизбежны. Но в этой группе такого не бывает. Мне скорее кажется, что при создании песен они всегда рисуют себе некий мысленный образец того, как можно наилучшим образом приложить свои силы. И это не означает, что их музыкальные возможности тем самым как-то ограничиваются: [напротив,] возникает атмосфера здорового куража. Вплоть до того, что вдруг можно услышать нечто вроде: «Нет, здесь не пойдет слишком серьезное звучание – сделаем все наоборот, чтобы получилась dance music!» По-моему, это всегда безумно интересно, когда таким образом появляются новые идеи. Но если бы, например, кто-то из них был гитаристом-виртуозом с любовью к скоростным соло, а Ани – таким мощно сбитым персонажем вроде [ударника Led Zeppelin] Джона Бонэма, то все бы сложилось по-другому. Может, тогда бы и состав менялся, кто знает. Однако в самом факте, что эти пять человек решили хорошо ладить друг с другом, чувствуется важный смысл, который заставляет думать – «ну нет, они не распадутся, это невозможно». Бывает, кто-то из них выпьет и начинает говорить, что «хорошо бы было не так, а вот эдак» – но подобные разговоры на том и кончаются.
Да, что касается их отношений с алкоголем. Не знаю, поверят ли читатели, но в те времена, когда я только познакомился с участниками группы, они практически не пили: плохо переносили. [букв. «почти не могли пить» “ほとんど呑めなかったんですよ。” ] Можно было бы подумать, что все переменилось с моим приходом, но это не так. (Смех.) Пошли различные туры, общение с другими группами и, по нарастающей – совместное посещение различных мест с обязательной выпивкой. Кроме того, была масса возможностей пользоваться гостеприимством местных eventer'ов. Так что постепенно они к этому пристрастились. В общем, нельзя сказать, чтобы BUCK-TICK пили через силу и по необходимости, но и каких-то шумных гулянок они тоже не устраивают. Просто сидят себе и выпивают, подолгу и молча. И похоже, что им самим так больше нравится. (Смех.) Как-то после лайва отправились выпить в одно заведение в Роппонги. Начали в 23.30 – а потом уже и солнце встало за окном, и даже успело снова закатиться, а они [или все-таки «мы»? ] все еще там сидели. (Смех.) А однажды трое суток или около того провели у Имаи-куна дома. Причем то и дело появлялись все новые и новые люди, а уходить почему-то никто не собирался. (Смех.)
Как вы знаете, позднее BUCK-TICK расстались с компанией Victor – но такого, чтобы отношения с музыкантами как-то испортились, не было. Хотя, конечно, в то время у всех на уме был только один вопрос: «Почему?» Были различные причины, о которых предпочиталось не говорить [и вместо них назывались более удобоваримые] – ну, в общем, ничего не поделаешь. Между нами, тем не менее, ничего не изменилось, и после ухода BUCK-TICK из Victor я продолжал помогать им с записью песен. То есть, наверное, дело здесь в том, что они мне доверяют – а также, я думаю, и в том, что Сакураи-кун не страдает нарциссизмом. Вокалисты, как правило, склонны к самолюбованию и субъективности. Но у Сакураи-куна другой образ мыслей: если ему не совсем ясна какая-то вещь, по поводу которой требуется объективное мнение, то он нуждается в ком-то, кто понимает ситуацию [и может это мнение высказать]. От него, кстати, приходилось слышать: «Если я выбрал дубль, который мне нравится, то это еще не значит, что он самый лучший». Короче говоря, это человек, готовый стать карпом на разделочной доске. [まな板の上の鯉になれる, устойчивое выражение, означает что-то вроде "полностью вверить себя чужому опыту"] Многие на это не способны, но вот он ничего не имеет против того, чтобы из него что-нибудь приготовили.«Сам я уже выжал из себя все до капли, так что можете теперь хоть варить меня, хоть жарить!» – примерно так. И, конечно, что бы он ни делал, это всегда очень впечатляет.
Все те же черты довольно типичны и для остальных четверых участников группы. Так что, наверное, как раз благодаря этому не было ни частых речей типа «вам никогда не нравится то, что я делаю», ни разногласий, ни распадов. Наряду со взаимным уважением присутствует также и скромность. Видимо, по этой причине они до сих пор и вместе.
Как будут развиваться дела дальше? Продолжат ли они играть до самой глубокой старости? (Смех.) Если говорить о насущной стороне вопроса, то физические силы, конечно, со временем иссякают. Но новые технологии развиваются непрерывно, а эта группа никогда ничего не имела против того, чтобы использовать подобные вещи в своей деятельности – так что BUCK-TICK наверняка еще создадут много такого, на что не способен больше никто. А что касается меня, то я буду снова стремиться к тому, чтобы выпустить три альбома за два года. (Смех.) Интересно также пробовать совмещать дела, связанные с группой, и те, что к ней не относятся. [“ バンドものとそうじゃないものを同時に作るとか、そういう試みをしてみたら面白いんじゃないかと考えています。”] И, по-моему, хорошо также устраивать перерывы для сольной работы – из этого вполне могут возникать какие-то новые начала и для самой группы. Потому что возможностей для дальнейшего развития должно оставаться еще очень много."
_________________________________________________
*
Кстати, вот фото из журнала B-Pass за декабрь 1990 года.
По-моему, Джюнъичи Танака здесь крайний справа, так? Или нет?
А слева, кажется, звукоинженер Хитоши Хирума.
Третьего не узнаю.
Junichi Tanaka / DIRECTOR
Так нечестно: по логике вещей, с каждым разом должно становиться проще, но пока что все наоборот...
...Это интервью уже совсем другого характера. Углубленный и в то же время очень общий экскурс в прошлое, с минимальным количеством милых сердцу мелочей.
читать дальше
...Это интервью уже совсем другого характера. Углубленный и в то же время очень общий экскурс в прошлое, с минимальным количеством милых сердцу мелочей.
читать дальше