_____________________________________






NB: DO NOT retranslate/repost/otherwise use ANY part of this on facebook, tumblr, blogspot, etc.

[Беседует Хирофуми Канемицу]

Сначала расскажите мне о вашем восприятии тура THE DAY IN QUESTION, который прошел в прошлом году.

Мне кажется, что после стольких лет карьеры появилась какая-то стабильность. Раньше в первый день все начинали суетиться и бегать туда-сюда – такого больше нет. Теперь, кажется, удается с первого дня и до самого Будокана обеспечить качество. Через выслугу лет. (Смех.)


То есть вам уже все же удалось как-то расслабиться?

Да. А изначально мы только об одном и думали: удастся ли нам сделать праздник и как следует зажечь, и музыкальная сторона тоже [была этому подчинена].


В молодости всегда так.

Хотя мы, конечно, зажигали вместе с фанатами, парили где-то над землей, и нас с ними вместе с треском опрокидывало. (Смех) Сейчас стало потише.


Раньше, наверно, так и было, да. (Смех.)

Сейчас мы перестали волноваться, установились [рамки] определенного шоу. Все стали спокойны. Каждое отдельное выступление теперь устраивается очень тщательно. Вот и в нынешнем THE DAY IN QUESTION, мне кажется, удалось продемонстрировать хороший баланс старых и новых вещей. Ведь выбор песен, по-моему, был выше всяких похвал.


А почему так стало, по-вашему?

Ну, все-таки и продолжительность карьеры, и возраст. Способы выражения тоже изменились: мы уже не стремимся к рокерскому юному задору, а пытаемся идти в более взрослом направлении. Я думаю, поэтому. (Смех.)


По мере прибавления лет уходит паника.

Да, верно. В то же время рок – это такая вещь, которую нужно блюсти, и в рок-музыке до определенной степени должен присутствовать натиск. Но у нас в группе средний возраст уже составляет больше 50 лет, и пытаться обогнать новые группы, собравшиеся в тинэйджерском возрасте, в плане свежих импульсов – это из области нереального. (Смех.)


Примерно то же самое, что соревноваться с сыновьями.

Но музыка – она не только про это, а ведь у нас же все-таки около 30 лет опыта. То есть в этом мы не уступим. И в прошлом году куча скопившихся лет как бы обратилась в реальные плоды. Потому что я подумал, что в моем возрасте то, что происходит сейчас – это, видимо, и есть расцвет. (Смех.)


Да и я так подумал! (Смех.)

И как-то даже настроение еще лучше, чем в прошлом году. В последнее время всегда так, когда мы устраиваем тур. Думаешь – о, опять расцвет, уже обновленный! (Смех.)


Видно, что группа находится в хорошей форме. А в марте к тому же выходит новый альбом «No.0». Его тоже можно отнести к новому расцвету, но помимо этого – удивляешься, как вам на таком этапе своей карьеры удается создать произведение, в котором экспериментальность сочетается с подобным видением мира.

Ну да. Ощущение материала снова изменилось по сравнению с прошлым разом. Вот и в текстах Аччана бросается в глаза серьезный взгляд на вещи. А что касается мелодий, то там представлен целый набор различных направлений, поэтому с ними тяжело. (Смех.)


Ха-ха-ха-ха-ха. Тяжелый труд драммера.

Например, IGNITER: она хоть и всего на две минуты с небольшим, но работы с ней так поразительно много, что ужас. А если бы там было четыре минуты с чем-нибудь, то это же сколько шуму получилось бы. (Смех.) Наверно, потому Имаи и сделал ее такой короткой.


Но есть, наверно, песни и с разными другими вариациями.

Да. У Hikari no Teikoku и Gustave очень сильная компьютерная окраска, а Guernica no Yoru и Tainai Kaiki – они звучат более медленно и спокойно. Разные типы песен. И такое впечатление, что на этот раз много композиций в среднем темпе. Но вообще мои барабаны записываются самыми последними, и требуется только попасть в такт уже практически готовым песням.


Но благодаря этому можно наилучшим образом решить, каким будет звучание барабанов.

Верно. Раньше на демо-записях уровень точности был очень размытым, так что приходилось делать очень смутные предположения насчет звучания. Сейчас этих проблем уже нет, поэтому можно подобрать то звучание барабанов, которое подходит конкретной песне. Кажется, барабаны стали записывать последними на LADY SKELETON из Yumemiru Uchuu, и это оказалось хорошим способом. Я даже думаю – жалко, что мы раньше это не делали в такой форме. (Смех.)


В ProTools появляется определенный ритм, благодаря которому звук приобретает большую весомость. [???]

Поэтому настройщик барабанов, с которым я работаю уже больше 30 лет, все время ко мне придирается. Стоит мне немножко что-нибудь переделать, как он говорит – «нет, Ани, такое звучание не годится, оно на тебя не похоже». Хотя играю-то все равно я. (Смех.) Но, по-видимому, он просто лучше меня понимает, как звучит Толл Ягами.


Когда вы послушали демо-запись с песнями для нового альбома, какими были ваши впечатления?

Если прямо и без обиняков, то я слушаю демо для того, чтобы записать барабаны. Поэтому какая песня там что из себя представляет – это для меня вопрос второстепенный. Моя задача – наложить сверху то звучание барабанов, которое там требуется[, и весь вопрос в том,] смогу ли я это сделать. Так что я просто стучу на барабанах, глядя в ноты, и ничего не слышу, кроме этого ритма. Но, конечно, ставшие синглами Moon Sayonara wo Oshiete и Babel произвели на меня впечатление. Moon мне понравилась своей мелодичностью, поэтому я подумал, что из нее совершенно точно может выйти сингл. А BABEL, напротив, тяжеловесная, и, хотя она мне показалась суперкрутой, я совершенно не думал, что она может стать синглом. Да еще на демке, где был Имаи в качестве временного вокалиста, это звучало практически как инди-музыка. (Смех.)


Да вроде не такая уж она и тяжеловесная. (Смех.)

Просто когда появляется вокал Аччана, то да, это убеждает. А когда Имаи предложил сделать из BABEL сингл, я это истолковал, если кратко, как вызов. То есть миру как бы сообщается: это – BUCK-TICK, и здесь вам не будет никакой половинчатости.


Ясно.

А еще в GUSTAVE тон snare-барабана сначала был высоким. Имаи говорил, что так будет лучше, но ближе к концу засомневался. В итоге спросил: «Ани, какой тон лучше, высокий или низкий?» Я говорю – «там и так все остальное высоко, так что пускай будет низко!» И сделал липкий такой звук. Эта песня сразу стала похожа на eurobeat, там как бы усилилась диско-составляющая.


А что вы подумали о названии альбома, «No.0»?

Подумал, что это очень похоже на Имаи. (Смех.) Ну, и еще – что с дебюта прошло 30 лет, но с этим мы сейчас закончили [«с юбилеем»? «с этим этапом?»], а альбом, наоборот, начинает с нуля.


Какие чувства вы испытываете по поводу юбилея, Ягами-сан?

Это, конечно, просто такой способ формулировки, но когда люди приходят в более-менее неплохой возраст, то постепенно начинаются ограничения. В том, что касается остающегося времени.


Ну, да, наверно, так и есть.

И появляется желание относиться к каждой [мелочи] внимательно и бережно. Аччан в последнее время часто говорит [о том, что надо что-то сделать] «тщательно», и вот я думаю, что, наверно, оно как раз от этого и идет.


В отличие от безразличного отношения к тому, что будет завтра.

Раньше у нас тоже была такая черта, и в ней, возможно, было свое очарование – но теперь каждый понимает, что это касается не только его одного. [?] Поэтому кажется, что «тщательно» – это хорошо.


Понятно.

Я, по-моему, в интервью для фэн-клуба сказал, что «во всяком случае хотел бы поработать до шестидесяти». Некоторые фанаты меня неверно поняли, подумали – «это что же, через четыре года он прекратит играть?» Но все не так. Просто «до шестидесяти» – это моя личная цель на данный момент.


Если подумать, «через четыре года» – это совсем скоро.

Но [понимаешь] со всей определенностью, что «уже почти время». У меня как у музыканта группы всячески менялись и способы подхода к барабанам, и стиль игры. Но что касается расцвета, или скорее просто возможности работать на износ – думаю, как бы я ни старался, это возможно лишь примерно до того [возраста]. И пока он не наступил, я буду все свои силы вкладывать в группу, а дальше – это уже будет что-то вроде бонуса. То есть если я смогу играть и после, то с таким ощущением, будто мне обломился какой-то подарок, и это было бы неплохо, конечно. Но из-за этого всего мне и хочется каждый раз все делать очень, очень тщательно. Чтобы потом не сожалеть.


Ясно.

Поэтому я и манеру игры изменил. Теперь у меня тот стиль, который соответствует 55-летнему возрасту. И палочки сменил на более легкие. Конечно же, есть такие сенпаи, как Тору Сору-сан и Джюнджи Икехата-сан [ударник The Roosters], которые и после шестидесяти остаются все теми же гениальными людьми. Но таким, как я, необходимо прикладывать усилия. Я недавно ходил на общедраммерскую встречу с выпивкой, и там присутствовал Макото [Такахаши]-сан [ударник BOOWY]. Ему 63 – но он сказал, что у него по-прежнему те же палочки, которые были лет в 25-30. Такие люди – они, по-моему, какие-то фантастические оборотни. (Смех.)


В песнях вроде Hikari no Teikoku и GUSTAVE Ани играет свою партию настолько невозмутимо, что тоже вполне сойдет за оборотня.

Просто я уже знаю, что хочет сделать Имаи, какие-то его пунктики, поэтому мне любой тип песни годится без проблем. Но вообще он что-то все никак не оскудевает. [Редакторское пояснение: «его дарование».] Вот и в этот раз я подумал: да как же ему до сих пор удается писать столько разных песен?


Он себя не сдерживает потому что. (Смех.)

Это верно. В последних песнях Имаи не чувствуется никакого удержу. В хорошем смысле. Раньше можно было примерно обобщить, что BUCK-TICK – это «как-то вот так». А теперь даже и [слов не подберешь].


Да, и складывается впечатление очень полного охвата. Не в продолжение нашего разговора о возрасте, но все же: нет ли озабоченности тем, что «Ани, возможно, будет тяжело с такими сложными по исполнению песнями…»

Что до подобных опасений, то чего нет, того нет. (Смех.) Вот в новом альбоме есть песня, где были совершенно спятившие тарелки. Я говорю: «Извиняй, Имаи, но у меня всего две руки». И попросил тарелки урезать. (Смех.) А еще раньше и с песн[ями] Хиде было: «Это если кто и сможет сыграть на барабанах, то не больше трех человек во всем мире». (Смех.)


Тяжело. (Смех.)

Как обычно!


Это, видимо, идет от сложившейся за долгие годы веры [в ваши возможности].

Ну да. Хотя старость надо беречь, по-моему! (Смех.) Но мы вместе уже [проводим?] больше времени, чем семья [«чем с семьями»??], так что это все уже само собой разумеется. (Смех.)


Какое впечатление произвели на вас в этот раз тексты Сакураи-сана?

Наш менеджер очень любит секретность и не очень-то их мне показывает. (Смех.) Но в Tainai Kaiki и Guernica чувствуется антивоенный момент.


Да.

Хотя ведь всё, включая и это, является производным от темы любви. Основа лежит в ней. Так оно всегда было. Ничего не изменилось. [По-моему, он действительно имеет в виду «всё», а не «все тексты».]


То есть главный мотив – это любовь и смерть.

Отклонюсь от темы, но мне очень нравятся «Подсолнухи», это такое кино, там София Лорен в главной роли. [Итало-советский фильм 1970 года, в котором удивительно негламурная героиня Софии Лорен едет в СССР разыскивать мужа (Марчелло Мастроянни), без вести пропавшего на фронте. Думая о том, как Толл смотрел в фильме на московское метро и на Людмилу Савельеву, испытываешь интересные чувства.] Если давать однозначные характеристики, то это тоже антивоенный фильм. В конце концов, там именно война оторвала друг от друга двух людей. И в Guernica no Yoru так же, разве нет? Там не говорится «долой войну», но и так совершенно ясно, что когда кого-то насильно разлучают или несут горе – это плохо.


Ну да.

В том, что поет Аччан, всегда по-человечески очень естественные эмоции. О чем бы ни шла речь: о любви, о смерти. И тот факт, что это в итоге кажется чем-то особенным, заставляет меня думать – да, все-таки странные времена настали.


Понятно.

Поэтому для того, чтобы давать точное выражение этому взгляду на мир, я должен изо всех сил упражняться. Честно говоря, если что и тяжело, то как раз это. Ну, а альбом мы закончили записывать в прошлом сентябре, а потом устроили тур THE DAY IN QUESTION, то есть от новейшего нас решительно вернули к прошлому. (Смех.) Вчера были съемки музыкального видео, и я там наконец-то смог сыграть на барабанах – хотя и тяжело было извлекать из памяти [то, что нужно делать]. А теперь – опять целеустремленно упражняться до наступления тура.


С нетерпением жду начала концертов.

Они еще пока впереди, но песни отличаются большим разнообразием, поэтому похоже, что будет много интересного. Включая и то, как все это будет показано.

____________________

cканы: spanielonthemoon